Статьи и

Интервью

J-Kisielius.narod.ru

 

Знакомьтесь – ЮОЗАС КИСЕЛЮС

«Советский фильм»

1982 год, № 12

 

Юозас в фильме ЖАЛОБА

Юозас в роли Евгения Марчука (фильм «Жалоба»), фото из журнала «Советский экран», 1986 год, № 8, «Письмо Артуру» (фото и статью прислала Тамара, г. Владикавказ)

 

 

Впервые Юозас Киселюс появился на экране в 1974 году в фильме молодого литовского режиссера Гитиса Лукшаса «Бубенчик». Юный, обаятельный его герой Вилимас словно излучал свет раскрытой для добра расцветающей души. Через два года была сыграна роль батрака Клеменсаса в фильме того же режиссера «Венок из дубовых листьев». Герой Киселюса во многом определял настрой всей картины. Кроткой, но безмерно честной и искренней натуре Клеменсаса чуждо, отвратительно любое насилие.  Этот обездоленный бедняк – единственный из героев ленты, кто противостоит стяжательству, бесчеловечности и подлости.

 

- Такие люди привлекают меня своей душевной чистотой, смелостью, убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи, те, кого принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди, верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не героические черты, эти качества – норма для человека, - говорит актер.

 

Именно таков герой Юозаса Киселюса – добрый, открытый, ничем особенно не замечательный в полуфантастической-полусимволической короткометражной ленте «Зеленая куколка».

Юозас Киселюс родился в 1949 году в Йонишкисе, в семье служащих. Сразу же после окончания школы поступил на актерский факультет Литовской государственной консерватории, и вот уже десять лет работает в Академическом театре драмы Литовской ССР. В театре за эти годы Юозас Киселюс сыграл немало ролей – трудных и разнообразных. Его сценические персонажи, как и уже знакомые экранные герои, отличались своим внутренним светом, обаянием, с той же настойчивостью утверждали свою нелегкую правду.

 

- В студенческие годы я в числе прочих ролей работал над образом Карла Риипса в пьесе эстонского писателя Каугвера «Свой остров», - рассказывает актер, - Карл – молодой начальник шахты – уже был не просто другом, но и авторитетом, воспитателем. Я понял тогда, что такие ценные качества, как отзывчивость, доброта, имеют много граней, а граница между подлинно героическим и обыденным определяется прежде всего масштабом личности, даром человек увлечь идеей, обрести единомышленников, повести их за собой.

 

<…>

 

Были у Киселюса работы и иного плана. Поступившийся убеждениями ради корыстных целей журналист Гарольд Марч из фильма Альмантаса Грикявичуса «Лицо на мишени» (актер считает для себя удачей и первую встречу с этим режиссером – эпизодическую роль летчика в картине «Потерянный кров») стал для Киселюса как бы пробой на антитезу характера, пробой удачной.

 

- Когда я прочел сценарий многосерийного телевизионного фильма «Долгая дорога в дюнах», я подумал прежде всего о том, удастся ли справиться с этой ролью. И дело не только в ее объеме. Артур проживает на экране без малого двадцать лет. Эта своего рода эпопея судьбы многократно повышала ответственность за исход фильма. Особенно заинтересовало то, что время действия – самые драматические в истории Латвии годы, а сыгранную Лилитой Озолиней Марту режиссер представил как бы символом латышской женщины. В чем же источник духовной силы Артура, если такая женщина через всю жизнь пронесла любовь к нему? Конечно же в том, что этот человек в любой ситуации, в любом ракурсе бытия остается честным: и перед собой, и перед людьми, и перед этой прекрасной, тоже им бесконечно любимой женщиной. Он дорогой ценой платил за ошибки, познал боль утрат и радость обретений, а потому счастлив. Это и определяет современность образа. Ведь в какое бы время ни жил человек на сцене и экране, мы воспринимаем его в контексте наших дней. И критерий современности не во внешнем виде, манерах, бытовом окружении, даже не в глобальных, как сегодня, проблемах научно-технической революции, к которым он так или иначе причастен, а в незыблемости моральных критериев. Постичь эти критерии – и значит прикоснуться к истине.

 

Эти поиски Юозас Киселюс продолжает в новых киноработах.

 

Татьяна Балтушникене

 

*Если Вы будете использовать материалы этого сайта,

 убедительно просим ставить в известность его авторов,

 или указывать ссылку на данный источник.*

 

К списку статей

©

ОСЛАВИЕ 2000

На главную

 

ПРАВJ-Kisielius.narod.ru © 2004 г. – Тверь

 

Hosted by uCoz