Фильм обращен к
вечной, а потому всегда актуальной проблеме нравственного выбора, который в
трагических обстоятельствах становится выбором между жизнью и смертью.
Действие происходит
в буржуазной Эстонии в 1925 году, когда после подавления декабрьского
восстания коммунисты оказались в глубоком подполье. Но фильм «Цену смерти
спроси у мертвых» - вовсе не историческая хроника. Всего лишь один
локальный эпизод истории с немногими действующими лицами. Главный герой
фильма коммунист Антон (его роль играет актер Юозас Киселюс) по доносу
схвачен полицией. Ему грозит смертная казнь. Антон – один из руководителей
подполья, и его судьбой занимается лично министр внутренних дел. «Высокая
особа» начинает игру, в которой на карту ставится жизнь Антона. После
допросов и пыток министр меняет тактику и пытается воздействовать на Антона
через его школьного друга, рефлектирующего либерала Бруно, которому
позволено навещать заключенного в камере смертников.
Через Бруно министр
сулит Антону свободу при условии, что тот напишет книгу о революционном
движении Эстонии. И хотя Антон страстно хочет жить – от предложения отказывается
сразу и наотрез. Он не торгуется со своими тюремщиками, не старается их
обмануть, ибо знает, что жизнь, купленная ценой компромисса и
предательства, потеряет для него всякий смысл, станет непереносимым
страданием.
Заслуга авторов фильма в том, что им
удалось показать психологические картины подвига, раскрыть чувства
человека, для которого честь и совесть выше жизни. Антон, страдая, без
колебаний выбирает смерть. Иного рода страдания испытывает Бруно, выбравший
вроде бы благополучное существование «над схваткой». В конце концов он
понимает, как он ничтожен, как мелки и смешны его терзания.
В то время, когда в застенках полиции
решается судьба Антона, его товарищи ищут предателя. Подозрение падает на
связную Дору (актриса Элле Кулль). Однако подозрение нуждается в проверке,
и пока вина ее не доказана, руководитель группы не считает себя вправе
осудить ее. Но как только факт предательства подтверждается, встает новый,
страшный вопрос. Один из выразительнейших эпизодов фильма, когда в дюнах,
на морском побережье, рядом с безмятежно греющимися на солнышке
курортниками, внешне такая же мирная группка отдыхающих выносит смертный
приговор Доре. Кто приведет его в исполнение? Это готов сделать сам
руководитель. Но вызывается убить предательницу Эстер, молодая женщина,
давно и горько любящая Антона. Она придет в жилище Доры, бедной и
глупенькой простушки, плохо представляющей себе меру ответственности за
свои действия. Услышав Чьи-то шаги, Дора метнется к двери в надежде на
спасение, но раздастся выстрел – и она упадет мертвая на пороге своей
комнаты. Упадет, так и не сумев понять ни тяжести своего
преступления, ни цены жизни и смерти.
Гибнет и Антон в результате нового
предательства – уже в государственном масштабе. Гибнет от руки наемных
убийц на самом пороге свободы, пройдя через смертный приговор и его отмену,
выдержав все испытания.
В фильме есть сцена свидания Антона с
женой: молодая женщина, плача, упрекает мужа, что он надолго оставлял семью,
забывал о себе и о близких. Антон не произносит в ответ высоких речей о
долге, о важности дела, которому всецело принадлежала его жизнь. Он просто
говорит, что так получилось. И мы видим, что он любит жену. Эта сцена с
большой силой выражает меру его подвига, трагизм выбора между жизнью и
смертью.
Успеху фильма в немалой степени
способствует работа оператора Юри Силларта, чье мастерство равно
проявляется и в портретах, где мы полностью погружаемся в самые глубины
глаз, выражающих чувства героев, движение их мысли; и в пейзажах,
элегически прекрасных, передающую особенную - не яркую, но богатую
оттенками – красоту природы Эстонии. Из окна тюремной камеры Антона видно
море. Можно было бы показать его то бурным, то спокойным, то ярко-синим, то
серым – меняющимся в соответствии с внутренним состоянием Антона. В фильме
сделано тоньше – море почти все время спокойно, почти всегда одинаково, и
это с постоянной щемящей тоской напоминает узнику о просторе, которого он
лишен. Природа в фильме взывает к жизни, и все полно горечью расставания с
ней. Но выбор сделан, и ничего нельзя изменить. Можно не спрашивать цену
смерти у мертвых. Живые герои выразили, каким счастьем является жизнь и
каким чудовищным бременем она может стать.
Фильм получил один из трех главных призов
Всесоюзного фестиваля 1978 года. Кроме того, удостоены награды Юри Силларт
– за лучшую операторскую работу и актриса Мария Кленская – за
исполнение роли Эстер.
Людмила Белова
*Если Вы будете использовать
материалы этого сайта,
убедительно просим ставить в
известность его авторов,
или указывать ссылку на данный
источник.*
|