Статьи и

Интервью

Kisielius.narod.ru

 

ПРОБЛЕМА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

(«Цену смерти спроси у мертвых»)

«Советский фильм»

№ 12, 1978 г.

 

Антон

Антон Соммер

 

Фильм обращен к вечной, а потому всегда актуальной проблеме нравственного выбора, который в трагических обстоятельствах становится выбором между жизнью и смертью.

Действие происходит в буржуазной Эстонии в 1925 году, когда после подавления декабрьского восстания коммунисты оказались в глубоком подполье. Но фильм «Цену смерти спроси у мертвых» - вовсе не историческая хроника. Всего лишь один локальный эпизод истории с немногими действующими лицами. Главный герой фильма коммунист Антон (его роль играет актер Юозас Киселюс) по доносу схвачен полицией. Ему грозит смертная казнь. Антон – один из руководителей подполья, и его судьбой занимается лично министр внутренних дел. «Высокая особа» начинает игру, в которой на карту ставится жизнь Антона. После допросов и пыток министр меняет тактику и пытается воздействовать на Антона через его школьного друга, рефлектирующего либерала Бруно, которому позволено навещать заключенного в камере смертников.

Через Бруно министр сулит Антону свободу при условии, что тот напишет книгу о революционном движении Эстонии. И хотя Антон страстно хочет жить – от предложения отказывается сразу и наотрез. Он не торгуется со своими тюремщиками, не старается их обмануть, ибо знает, что жизнь, купленная ценой компромисса и предательства, потеряет для него всякий смысл, станет непереносимым страданием.

 Заслуга авторов фильма в том, что им удалось показать психологические картины подвига, раскрыть чувства человека, для которого честь и совесть выше жизни. Антон, страдая, без колебаний выбирает смерть. Иного рода страдания испытывает Бруно, выбравший вроде бы благополучное существование «над схваткой». В конце концов он понимает, как он ничтожен, как мелки и смешны его терзания.

 В то время, когда в застенках полиции решается судьба Антона, его товарищи ищут предателя. Подозрение падает на связную Дору (актриса Элле Кулль). Однако подозрение нуждается в проверке, и пока вина ее не доказана, руководитель группы не считает себя вправе осудить ее. Но как только факт предательства подтверждается, встает новый, страшный вопрос. Один из выразительнейших эпизодов фильма, когда в дюнах, на морском побережье, рядом с безмятежно греющимися на солнышке курортниками, внешне такая же мирная группка отдыхающих выносит смертный приговор Доре. Кто приведет его в исполнение? Это готов сделать сам руководитель. Но вызывается убить предательницу Эстер, молодая женщина, давно и горько любящая Антона. Она придет в жилище Доры, бедной и глупенькой простушки, плохо представляющей себе меру ответственности за свои действия. Услышав Чьи-то шаги, Дора метнется к двери в надежде на спасение, но раздастся выстрел – и она упадет мертвая на пороге своей комнаты. Упадет, так и  не  сумев понять ни тяжести своего преступления, ни цены жизни и смерти.

 Гибнет и Антон в результате нового предательства – уже в государственном масштабе. Гибнет от руки наемных убийц на самом пороге свободы, пройдя через смертный приговор и его отмену, выдержав все испытания.

 В фильме есть сцена свидания Антона с женой: молодая женщина, плача, упрекает мужа, что он надолго оставлял семью, забывал о себе и о близких. Антон не произносит в ответ высоких речей о долге, о важности дела, которому всецело принадлежала его жизнь. Он просто говорит, что так получилось. И мы видим, что он любит жену. Эта сцена с большой силой выражает меру его подвига, трагизм выбора между жизнью и смертью.

 Успеху фильма в немалой степени способствует работа оператора Юри Силларта, чье мастерство равно проявляется и в портретах, где мы полностью погружаемся в самые глубины глаз, выражающих чувства героев, движение их мысли; и в пейзажах, элегически прекрасных, передающую особенную - не яркую, но богатую оттенками – красоту природы Эстонии. Из окна тюремной камеры Антона видно море. Можно было бы показать его то бурным, то спокойным, то ярко-синим, то серым – меняющимся в соответствии с внутренним состоянием Антона. В фильме сделано тоньше – море почти все время спокойно, почти всегда одинаково, и это с постоянной щемящей тоской напоминает узнику о просторе, которого он лишен. Природа в фильме взывает к жизни, и все полно горечью расставания с ней. Но выбор сделан, и ничего нельзя изменить. Можно не спрашивать цену смерти у мертвых. Живые герои выразили, каким счастьем является жизнь и каким чудовищным бременем она может стать.

 Фильм получил один из трех главных призов Всесоюзного фестиваля 1978 года. Кроме того, удостоены награды Юри Силларт – за лучшую операторскую работу и актриса Мария Кленская – за исполнение  роли Эстер.

Людмила Белова

 

*Если Вы будете использовать материалы этого сайта,

убедительно просим ставить в известность его авторов,

или указывать ссылку на данный источник.*

 

К списку статей

©

ОСЛАВИЕ 2000

На главную

 

ПРАВKisielius.narod.ru © 2004-2005 г. – Тверь

 

Hosted by uCoz