Впервые Юозас
Киселюс появился на экране в 1974 году в фильме молодого литовского
режиссера Гитиса Лукшаса «Бубенчик». Юный, обаятельный его герой Вилимас
словно излучал свет раскрытой для добра расцветающей души. Через два года
была сыграна роль батрака Клеменсаса в фильме того же режиссера «Венок из
дубовых листьев». Герой Киселюса во многом определял настрой всей картины.
Кроткой, но безмерно честной и искренней натуре Клеменсаса чуждо,
отвратительно любое насилие. Этот
обездоленный бедняк – единственный из героев ленты, кто противостоит стяжательству,
бесчеловечности и подлости.
- Такие люди привлекают меня своей душевной чистотой,
смелостью, убежденностью. Однако я говорю не о героях. Мои персонажи, те,
кого принято называть положительными героями, просто честные, добрые люди,
верные данному слову, верные долгу, чувству… И это, на мой взгляд, не
героические черты, эти качества – норма для человека, - говорит
актер.
Именно таков герой
Юозаса Киселюса – добрый, открытый, ничем особенно не замечательный в
полуфантастической-полусимволической короткометражной ленте «Зеленая
куколка».
Юозас Киселюс
родился в 1949 году в Йонишкисе, в семье служащих. Сразу же после окончания
школы поступил на актерский факультет Литовской государственной
консерватории, и вот уже десять лет работает в Академическом театре драмы
Литовской ССР. В театре за эти годы Юозас Киселюс сыграл немало ролей –
трудных и разнообразных. Его сценические персонажи, как и уже знакомые
экранные герои, отличались своим внутренним светом, обаянием, с той же
настойчивостью утверждали свою нелегкую правду.
- В студенческие годы я в числе прочих
ролей работал над образом Карла Риипса в пьесе эстонского писателя Каугвера
«Свой остров», - рассказывает актер, - Карл – молодой начальник шахты – уже
был не просто другом, но и авторитетом, воспитателем. Я понял тогда, что
такие ценные качества, как отзывчивость, доброта, имеют много граней, а
граница между подлинно героическим и обыденным определяется прежде всего
масштабом личности, даром человек увлечь идеей, обрести единомышленников,
повести их за собой.
<…>
Были у Киселюса
работы и иного плана. Поступившийся убеждениями ради корыстных целей
журналист Гарольд Марч из фильма Альмантаса Грикявичуса «Лицо на мишени»
(актер считает для себя удачей и первую встречу с этим режиссером – эпизодическую
роль летчика в картине «Потерянный кров») стал для Киселюса как бы пробой
на антитезу характера, пробой удачной.
- Когда я прочел сценарий
многосерийного телевизионного фильма «Долгая дорога в дюнах», я подумал
прежде всего о том, удастся ли справиться с этой ролью. И дело не только в
ее объеме. Артур проживает на экране без малого двадцать лет. Эта своего
рода эпопея судьбы многократно повышала ответственность за исход фильма.
Особенно заинтересовало то, что время действия – самые драматические в
истории Латвии годы, а сыгранную Лилитой Озолиней Марту режиссер представил
как бы символом латышской женщины. В чем же источник духовной силы Артура,
если такая женщина через всю жизнь пронесла любовь к нему? Конечно же в
том, что этот человек в любой ситуации, в любом ракурсе бытия остается
честным: и перед собой, и перед людьми, и перед этой прекрасной, тоже им
бесконечно любимой женщиной. Он дорогой ценой платил за ошибки, познал боль
утрат и радость обретений, а потому счастлив. Это и определяет современность
образа. Ведь в какое бы время ни жил человек на сцене и экране, мы
воспринимаем его в контексте наших дней. И критерий современности не во
внешнем виде, манерах, бытовом окружении, даже не в глобальных, как
сегодня, проблемах научно-технической революции, к которым он так или иначе
причастен, а в незыблемости моральных критериев. Постичь эти критерии – и
значит прикоснуться к истине.
Эти поиски Юозас
Киселюс продолжает в новых киноработах.
Татьяна Балтушникене
*Если Вы будете использовать
материалы этого сайта,
убедительно просим ставить в известность его авторов,
или указывать ссылку на данный источник.*
|